320*50

Наука и культура Крыма во второй половине XIX века

Наука и культура Крыма во второй половине XIX века

 Одним из исследователей Крыма был профессор геолог и гидрогеолог Николай Алексеевич Головкинский (1834— 1897 гг.). Его перу принадлежат около 25 опубликованных работ, посвященных тектонике, географии, водным ресурсам Крыма, и один из лучших путеводителей по Крыму. Он категорически протестовал против бесхозяйственных рубок леса в горах Крыма, доказывая, что это пагубно влияет на экологию, приводит к обмелению рек.

         Ученый обнаружил в равнинном Крыму значительные запасы артезианских вод, обосновал целесообразность создания на полуострове сети гидрологических станций и принял участие в организации первой в России «артезианской обсерватории» в Саках. Им впервые был найден окаменевший скелет мамонта в долине Сотера на Южном берегу.

         Видным историком и археологом был Андрей Яковлевич Фабр (1789—1863 гг.). Он написал следующие работы по истории и археологии Северного Причерноморья: «Аррианов перпл Понта Эвксинского», «Достопамятнейшие древности Крыма и соединенные с ним воспоминания», «Древний быт Эйоны, нынешнего полуострова Тамани», описал таврские ящики-дольмены.

         Александр Львович Бертье-Делагард (1842—1920 гг.), уроженец Крыма, до 1887 г., после окончания инженерной академии, находился на военной службе. В качестве военного инженера участвовал в последней русс ко-турецкой войне 1877—1878 гг. Большой вклад в крымоведение А. Л. Бертье-Делагард внес своими работами «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма», «Как Владимир осаждал Корсунь», «Из истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие», «Каламита и Феодоро», «Исследования некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде».

         Исмаил Бек Мустафа-оглы Гаспринский (1851—1914), уроженец Крыма, после учебы в целом ряде учебных заведений возвращается в Бахчисарай, преподает русский язык в медресе «Зинджирли». С 10 апреля 1883 г. сбывается мечта И. М. Гаспринского — он начинает издавать в Бахчисарае газету «Терджиман» («Переводчик»). Печаталась на крымскотатарском и, частично, русском языках. Гаспринским издавались также еженедельная газета «Миллет» («Нация») и еженедельный журнал для женщин «Алеми нисва» («Мир желаний»).

         Гаспринский известен как журналист и ученый, перу которого принадлежит целый ряд работ; занимался просветительской деятельностью, был автором ряда учебников и учебных программ, нового звукового метода обучения; имел большой авторитет общественного деятеля.

         Видным караимским гебраистом (наука о древнееврейском языке и письменности), историком, археологом, ученым XIX в. был Авраам Самуилович Фиркович (1786— 1875 гг.). Он много путешествовал в поисках сведений о своем народе, его культуре и религии по поручению духовного караимского правления в Евпатории. Итогом этих путешествий по странам ближнего Востока — Палестине, Турции, Египту, а также по Кавказу и Крыму — явилось внушительное собрание рукописей, позволяющее проследить развитие кодификации библейского текста. Большинство рукописей — это полные или частичные тексты Пятикнижья, переписанные в IX—XIV вв.; на ряде экземпляров имеются надписи дарителей. Еще при жизни' Фиркович передал свою уникальную коллекцию — 15 тысяч единиц хранения — в императорскую Российскую публичную библиотеку.

         Чрезвычайно важное значение для развития краеведения имела деятельность Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК). ТУАК была старейшей и авторитетнейшей краеведческой организацией Крыма. Созданная еще 24 января (6 февраля) 1887 г., она много сделала для изучения истории Крыма, охраны и использования его памятников. Благодаря ТУАК были спасены от уничтожения сотни тысяч ценных архивных документов. Первым председателем ТУАК был А. X. Стевен, сын основателя Никитского ботанического сада X. X. Стевена. С 1908 г. его сменил Арсентий Иванович Маркевич, известный кры-мовед. В работе ТУАК принимали участие виднейшие ученые Д. В. Айналов, А. Л. Бертье-Делагард, С. И. Бибиков, У. А. Боданинский и многие другие. Результаты научных исследований членов Комиссии публиковались в «Известиях ТУАК» (57 томов). Эти издания являются прекрасной источниковой базой для изучения истории края.

         Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), Симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и другие.

         В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древностей Таврической ученой архивной комиссии, а в 1899 г. — естественно-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей — А. X. Стевена, А. И. Маркевича, А. Л. Бертье-Делагарда, С. А. Мокржецкого, Н. Н. Клепинина и многих других. 12 ноября 1873 г. была основана библиотека «Таврика». В ней имелись редчайшие справочники, путеводители, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся писателей, первооткрывателей и исследователей Крыма; почти все законодательные издания губернских и уездных земских собраний; подшивки газет, в том числе «Таврических губернских ведомостей» (начиная с 1838 г.). Все эти библиографические редкости позволяют всесторонне изучать Крым.

         Музеи пополнялись прекрасными находками археологических экспедиций. В этот период был проведен целый ряд важных археологических исследований. Одно из сенсационных открытий — пещерная стоянка древнейшего человека — Волчий грот (открыта К. С. Мережковским в 1879 г.).

         С 60-х годов начинаются регулярные исследования Херсонеса. С 1888 г. первый заведующий раскопками К. К. Косцюшко-Валюжинич придал археологическим раскопкам систематический характер. В 1892 г. был открыт музей, носивший название «Склад местных древностей». Собранная им за двадцать лет раскопок уникальная коллекция послужила основой собрания.

         Музей Севастопольской обороны был открыт в Севастополе 14 сентября 1869 г., по инициативе участников обороны города 1854—1855 гг., в пяти залах дома, принадлежавшего одному из руководителей обороны, генерал-адъютанту Э. И. Тотлебену. В 1895 г., для теперь уже Военно-исторического музея Черноморского флота, по решению военно-морского ведомства было построено специальное здание по проекту академика архитектуры А. М. Кочетова. Здание выполнено в классическом стиле, его архитектура отличается пышностью и обилием декора.

         В Севастополе в 1897 г. был открыт первый в России морской музей-аквариум. Для него в 1898 г. по проекту архитектора А. М. Вейзана было построено специальное здание. Музей ведет свою историю от Севастопольской морской биологической станции, созданной в 1871 г. по инициативе выдающихся русских ученых Н. П. Миклухо-Маклая, И. И. Мечникова, И. М. Сеченова, А. О. Ковалевского.

         В Феодосии была открыта картинная галерея — один из старейших художественных музеев страны. Здание галереи является памятником архитектуры XIX в. Его строительство ориентировочно относится к 1845—1847 гг. По архитектурному и декоративному оформлению дом построен в духе итальянских вилл эпохи Ренессанса. В 1880 г. к основному зданию был пристроен большой выставочный зал. Строительство осуществлялось по проекту! и под наблюдением И. К. Айвазовского. Официальное открытие картинной галереи в 1880 г. было приурочено ко дню рождения художника. Собрание картин при жизни Айвазовского постоянно обновлялось, так как его работы отправлялись на выставки в города России и за границу. После смерти И. К. Айвазовского картинная галерея по завещанию художника становится собственностью города. В дар Феодосии перешли 49 картин кисти прославленного мариниста.

         В развитии культуры важную роль играла периодическая печать. Еще с 1838 года издавались «Таврические губернские ведомости», которые состояли из официальной и неофициальной части. С 1889 г. неофициальная часть была закрыта. Выходила газета раз в неделю.

         Во второй половине XIX века количество периодических изданий увеличивается, но до 1881 года выходили лишь официальные газеты: «Таврические губернские ведомости», «Таврические епархиальные ведомости» (с 1869), «Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» (с 1860 г.). Первой общественно-политической литературной газетой стал «Крымский листок», издававшийся в Симферополе с 1875 г., ас 1897 г. — под названием «Салгир», редактор Михно. Газета выходила на 4-х полосах, состояла из официального раздела (летопись по городам, судебная летопись, международные события, объявления) и неофициального — письма, фельетоны (рассказы, исторические сведения), анекдоты, реклама и т. п. Выходила газета до 1908 года.

         Значительно успешнее периодическая печать развивается в конце XIX — начале XX в. В этот период появляются газеты не столько официального характера, сколько информационного. С 1884 г. в Ялте печатается «Ялтинский справочный листок», с 1882 г. в Севастополе — «Севастопольский справочный листок» (с 1888 г., после переезда редакции в Симферополь, газета выходит под названием «Крым»). Появляются такие популярные и крупнейшие газеты как «Крымский вестник» — в Севастополе, «Южный курьер» — в Керчи, частная газета «Таврида» под редакцией И. И. Казаса, известного караимского просветителя.

         Музеи, библиотеки, станции, питомники открывались во многих местах и имели большую культурную и научную ценность.

         Одной из важнейших проблем правительства в Крыму после его присоединения к России стала проблема образования. По мере того как заселялся и обустраивался край, развивалось хозяйство, эта проблема становилась все насущнее. Надо отдать должное, и правительство, и местные органы управления, и особенно общественность прилагали усилия для решения этого вопроса.

         Гордостью города являлась Симферопольская казенная мужская гимназия, открытая 2 сентября 1812 г. Первые годы она размещалась в здании, подаренном городу племянником первого правителя области Д. Е. Лесли. В этом же здании размещалось основанное в 1793 г. первое в губернии народное училище, в котором в 30-х годах XIX в. училось уже 130 человек. Среди учащихся училища были и девочки. В 1841 г. для гимназии приобрели новое здание (ул. К. Маркса, 32, где сейчас также расположена гимназия). В 1836 г. гимназию преобразовали из четырехклассной в семиклассную с новым курсом обучения. В 1865 г. открылось Симферопольское женское училище, преобразованное шесть лет спустя в женскую гимназию. С этого времени Таврическая губернская гимназия стала Симферопольской мужской казенной гимназией. В 1883 г. в ней обучалось 434 ученика. Заметим, что, как исключение, поступали сюда и дети «низких сословий», которые с «похвалою окончили учение в уездном училище». Гимназию активно поддерживала общественность, в 1880 г. было создано общество вспомоществования малоимущим ученикам.

         Гимназия имела свою библиотеку, хорошо оснащенные учебными пособиями кабинеты, археологический музей.

         Гимназия играла значительную роль в концентрации интеллектуальных сил края. Первыми попечителями гимназии были известные ученые и общественные деятели Ф. К. Мильгаузен и X.X. Стевен. Здесь начинал свою педагогическую деятельность Д. И. Менделеев. Одним из первых директоров гимназии был Е. Л. Марков. Благодаря его стараниям в 1866—67 годах здание капитально отре-" монтировали. Более 25 лет проработал здесь учителем русского языка и словесности ученый-крымовед А. И. Маркевич — один из основателей Таврической Ученой Архивной Комиссии, автор многих исследовательских работ. Прекрасным преподавателем был Ф. Ф. Лашков, который написал целый ряд исследований по истории Крыма.

         Благодаря достаточно высокому уровню преподавания из гимназии вышли многие будущие знаменитости — I экономист Зибер, историк А. С. Лаппо-Данилевский, уче- ( ные Г. О. Графтио, Е. В. Вульер, Б. А. Федорович, И. В. Курчатов; деятели искусств А. А. Спендиаров, И. К. Айвазовский; известные врачи М. С. Ефетов, Н. П. Тринклер, Н. А. и А. А. Арендты и многие другие.

         Учащиеся гимназии под руководством своих преподавателей провели три многодневные учебно-научные экскурсии: по Севастополю (1886), Бахчисараю (1888) и Симферополю (1889), отчеты об экскурсиях были оформлены в виде книг.

         Быстрыми темпами гимназическое образование стало развиваться во второй половине XIX века. По существу во всех городах Крыма имелись гимназии. В отличие от первой половины века, когда открывались только мужские гимназии, во второй половине века стало развиваться женское гимназическое образование (до 1871 года существовали только женские училища и прогимназии). Как и положено, первая женская гимназия появилась в «столице» губернии — Симферополе. Она была создана 1 августа 1871 г. на базе бывшего женского училища. Затем женские гимназии были открыты в Керчи, Евпатории, Севастополе и Ялте. Первые гимназии были казенными, т. е. государственными, но впоследствии все больше стало появляться частных. Наиболее известными были женские гимназии Оливер и Станишевской в Симферополе, баронессы фон-Таубе в Керчи, Руфинской и Миронович в Евпатории.

         В подготовительные классы гимназии принимали девочек восьми-десяти лет, в первый класс — десяти-тринадцати лет. Структура гимназии была следующей: подготовительный класс, затем следовал курс из семи основных классов, дававший среднее образование, и завершалось обучение восьмым дополнительным педагогическим классом, по окончании которого воспитанницам выдавался диплом домашних учительниц или наставниц.

         И в казенных и в частных гимназиях обучение было платным. Но обучение в частных гимназиях стоило значительно дороже. Если за обучение в подготовительном классе казенной гимназии платили около 25 рублей, то в частной — до 60 рублей.

         Учебный год состоял из четырех учебных четвертей и продолжался девять месяцев. После сдачи переводных экзаменов — каникулы (с 15 июня по 15 августа).

         Достаточно демократичным был учебный процесс. Наряду с обязательными предметами были и необязательные (по выбору). К обязательным относились следующие: закон Божий, русский язык, история, естественная история, чистописание, арифметика и геометрия, география, физика (для девочек обязательно рукоделие). Основная роль в учебном процессе отводилась учителям, которые пользовались непререкаемым авторитетом. Учитель имел право сам выбирать из большого количества учебных пособий то, которое считал лучшим.

         Наряду с демократическими веяниями существовала строгая регламентация, которая особенно ярко проявлялась в «Правилах поведения». Так, воспитанницы гимназии обязаны были «вне стен учебного заведения и вне дома» выполнять следующие требования:

         1) при встрече с Государем императором и членами императорской фамилии останавливаться и почтительно кланяться;

         2) на улицах и во всех публичных местах держать себя скромно и благопристойно;

         3) при встрече с начальствующими лицами и лицами учебно-воспитательного состава отдавать им должное почтение;

         4) вне дома носить форменное платье без излишних украшений.

Ученицам запрещалось:

         1) прогулки в вечернее время без родителей (с наступлением сумерек);

         2) посещать без родителей театры, концерты, цирки, детские вечера, выставки;

         3) посещать оперетки, фарсы, маскарады, клубы, танцы, рестораны, кофейни и другие места, пребывание в которых является для учащихся предосудительным;

         4) посещать судебные заседания городской думы, дворянских и земских собраний;

         5) участвовать в качестве исполнительниц и распорядительниц в спектаклях и концертах, устраиваемых вне стен учебного заведения, а также распространять входные билеты;

         6) посещать публичные лекции научного характера без особого разрешения своего учебного начальства.

Каждая ученица должна иметь при себе выданный ей за подписью начальницы и печатью учебного заведения именной билет для установления в случае надобности ее личности».

         И в учебном заведении и вне дома гимназисты должны были находиться в гимназической форме. С течением времени эта форма претерпевала различные изменения. В начале века, в частности для девушек, форма имела следующий вид: «цвет платья — темно-зеленый, юбка гладкая и не касающаяся пола. Рукава английского кроя. Передник черный с бретелями, перекрещивающимися на спине. Воротник белый, не крахмальный, отложной». Такой была повседневная форма воспитанниц гимназии. Парадная форма отличалась от повседневной белым воротником со складкой внизу и белой пелериной до пояса, обшитой кружевом.

         Головные уборы должны соответствовать форме. Шляпа летняя из желтой соломы, круглая, с умеренными полями, с однообразной зеленой отделкой и со значком, установленным для данной гимназии. Для осени и весны — того же фасона, из черного фетра и с такой же отделкой.

         Помимо гимназий школьная сеть состояла из всевозможных училищ, школ. Дети получали образование в приютах (сироты), религиозных школах, содержавшихся при мечетях, монастырях, церквях, синагогах и молитвенных домах, существовали духовные семинарии и даже «институты благородных девиц». Рядом с государственными учебными заведениями существовали частные. Многие «обеспеченные граждане» содержали на свой счет школы, училища или приюты.

         Количество учебных заведений постепенно увеличивалось, и к 1865 г. их численность в Крыму составляла 262.

         Больше всего учебных заведений находилось в губернском центре. В 1866 г. здесь училось 773 ученика. Из них 146 девочек (при этом надо учитывать, что из-за высокого спроса на грамотных людей многих учащихся со школьной скамьи забирали в различные учреждения). Учителей в городе было 48 человек. В Карасубазаре было 218 учащихся, в Феодосии — 141, в Перекопе — 63. Совсем немного школ было в сельской местности: в Евпаторийском уезде — одна школа с 25 учащимися, в Симферопольском — три школы с 95 учащимися, в Феодосийском — одна школа с 28 учащимися.

         По данным 1866 г., количество грамотных в городах полуострова составляло: в Симферополе — 37%, в Севастополе — 28%, в Феодосии — 22%, в Карасубазаре — 16%, в Бахчисарае — 2,3%.

         Большой вклад в развитие образования внесли земства, которые уделяли этому вопросу (особенно в сельской местности) большое внимание. Во второй половине XIX в. количество учебных заведений резко увеличивается. В 1887 г. в Крыму уже насчитывается 569 учебных заведений — 148 в городах и 421 школа в сельской местности.

         

                                                                      Искусство

 

         11-летним подростком сын адмирала Станюковича, коменданта Севастополя, принимал участие в героической обороне города 1854—1855 гг. Глубоко в душу будущего писателя запали встречи со знаменитыми адмиралами Корниловым, Нахимовым, Тотлебеном и др. Виденное К. М. Станюковичем в родном городе определило его литературный выбор. В рассказах «Кириллыч», «Похождения одного матроса», повестях «Маленькие моряки», «Севастопольский мальчик», наконец, в «Морских рассказах» К. М. Станюкович показывает будни русского флота.

         Известный украинский поэт Степан Васильевич Руданский (1834—1873) приезжал в Ялту в 1861 г. и вскоре был назначен уездным врачом Ялты. Медицинскую практику С. В. Руданский сочетал с большой общественной работой и литературной деятельностью. В 1872 г. он возглавил борьбу с эпидемией чумы. За годы жизни в Ялте им были переведены на украинский язык поэмы «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Демон» М. Ю. Лермонтова, написана музыкальная пьеса «Чумак».

         «Пушкин в прозе», как назвал А. П. Чехова Л. Н. Толстой, поселился в Крыму в сентябре 1898 г., когда закончил строительство дома в Аутке (ныне ул. Кирова, 112 в Ялте). До этого Чехов неоднократно приезжал в Крым, жил в Гурзуфе и Ялте. В Крыму Чехов написал «Даму с собачкой», «Вишневый сад», «Три сестры», «Случай из практики», «Архиерей», «Новая дача», «Душечка», «На святках», «В овраге».

         К писателю очень часто приезжали известные деятели искусства. Так, в 1900 г. к Чехову приехала группа артистов Московского Художественного театра во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Писателю были показаны спектакли, поставленные по его пьесам, «Чайка» и «Дядя Ваня».

         Во второй половине века в Крым приезжали Леся Украинка и И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький, М. М. Коцюбинский, Л. Н. Толстой и многие другие.

         Федор Александрович Васильев был одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. И. Е. Репин писал о нем: «Мы рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Он был для нас всех 1 превосходным учителем».

         В Крым Васильев приехал летом 1871 г. и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин — шедевров русского пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах». Умер художник на 24-м году жизни. Похоронен в Ялте.

         Жизнь и творчество художника Ивана Константиновича Айвазовского тесно связаны с Крымом. Родился он 17 июля 1817 г. в Феодосии, учился в Симферопольской мужской гимназии. Далее учеба в Петербургской Академии художеств, поездка в Италию для знакомства с искусством этой страны. В 1844 г. И. К. Айвазовскому было присвоено звание академика живописи. С 1845 г. он постоянно жил и работал в Феодосии.

         Большая часть картин выдающегося мастера морских пейзажей хранится в Феодосийской картинной галерее.

         Больше всего Айвазовский любил море. Он изображал океан, внутренние европейские моря и особенно Черное море, берега, заливы, бухты, картины из жизни рыбаков, морские сражения. Превосходную характеристику Айвазовскому и его творчеству дал Л. П. Колли: «Айвазовский, истинный сын Тавриды, оставил нам драгоценное наследство, и его имя не умрет в Крыму, как не умрет в истории искусства...»

         Все больше и больше возрастает популярность театра. Театры теперь уже существуют не только в больших городах, но даже малые города имеют свои труппы и хотя бы небольшие помещения, в которых ставились спектакли. 4 февраля 1886 г. в Бахчисарае, в зале дома Михаил и, самодеятельными артистами было дано представление на крымскотатарском языке. Особое внимание уделялось классике.

         Так, в 1900 г. в Бахчисарае была поставлена драма А. С. Пушкина «Скупой рыцарь». На крымскотатарский язык она была переведена одним из активных участников просветительного движения. 14 октября 1901 г. с открытием в Бахчисарае отдельного помещения для театра число постановок резко увеличилось. Наиболее популярной среди них была пьеса «Олад-жае чаре олмаз» («Чему быть, того не миновать») крымскотатарского писателя С. Озенбашлы. Ставились пьесы турецкого писателя и драматурга Н. Кемая. Популярными артистами театра были Д. Меинов, О. Заатов, С. Мисхорлы, И. Люфти и А. Терликчи. Это были первые постановки в мусульманском мире в пределах России в конце XIX в.

         Второе рождение переживал Симферопольский театр. В 1873 г. старое помещение театра было разобрано и построено новое — с фойе, сценой, зрительным залом на 410 мест, артистическими уборными, мастерскими, конторой и другими службами. Буфет размещался в соседнем здании Дворянского собрания. На сцене театра играли многие знаменитые артисты России. В 1878 г. симферопольцы аплодировали М. Л. Крапивницкому, исполнявшему роль городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Во время гастрольных поездок по стране демонстрировали свое блистательное мастерство П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, О. Л. Книппер-Чехова, Ф. П. Горев, В. И. Качалов, М. К. Садовский, В. Ф. Комиссаржевская, М. К. Заньковецкая и др.

К оглавлению                           Предыдущая статья                      Следующая статья        

изображение с описанием:
Похожие статьи:
   Во второй половине XIX века в Крыму бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.         Еще до Кр...
0
                                                  Наука и культура Кры...
0
                                                        ...
0
                                            Развитие сельского хозяйства в Крыму ...
0
1.3K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...